Часто задаваемые вопросы

В соответствии со статьей 20 Закона о контрактной системе1, с 01 января 2017 г. в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Правительством Российской Федерации установлено проведение обязательного общественного обсуждения закупок.2


Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком.


Для лучшего понимания процедуры общественного обсуждения предлагаем ознакомиться со схемами, где представлены последовательность и сроки его проведения.


В среднем, первый этап общественного обсуждения может занять 1 месяц.


Подробно процедура проведения общественного обсуждения описана в Правилах проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд3.




Процедура общественного обсуждения проводится в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) без изменения объекта закупки), запроса предложений;

г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 Федерального закона.


1 - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
2 - Постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 835 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3 - Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 835

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ4, государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (далее – существенные условия контракта).


В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе5, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.


Исчерпывающий перечень случаев, установленных в диспозиции части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, оснований для увеличения размера аванса при исполнении указанного контракта не содержит.


4 – Гражданский кодекс Российской Федерации

5 – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Авторский надзор должен выполняться на основании отдельно заключенного договора. В случае необходимости в такой услуге можно обратиться к автору проекта, которым может быть субподрядная (проектная) организация, представившая надлежащее доказательство о своем авторстве.


Авторский надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия технических решений и технико-экономических показателей введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства решениям и показателям, предусмотренным в утвержденной проектной документации.6


Заказчик (застройщик, технический заказчик) с согласия разработчика проектной документации вправе привлекать к авторскому надзору лицо, осуществившее подготовку рабочей документации.7


В случае, если лицо, осуществившее разработку проектной документации, подтвердит, что оно не имеет возможности осуществлять авторский надзор за строительством, заказчик вправе привлекать как на выполнение всего комплекса работ по осуществлению авторского надзора, так и по отдельным разделам проекта и видам работ, любых юридических и физических лиц, при условии соответствия таких лиц законодательным требованиям к соответствующему виду деятельности.8


Проведение авторского надзора, как правило, возлагается на организацию, разработавшую рабочую документацию. В случае, если подготовка рабочей документации осуществлялась несколькими организациями, взаимоотношения между ними и заказчиком регулируются положениями статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.


Объектом авторского права является не проектная документация в целом, а лишь проектное решение (в частности, архитектурный проект, т.е. архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение). Функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения не являются объектами авторских прав и сами по себе не могут охраняться авторским правом.9


6 – Приказ Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр"Об утверждении свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений"

7 – Гражданский кодекс Российской Федерации

8 – Гражданский кодекс Российской Федерации

9 – Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22 июля 2014 г. N С01-661/2014 по делу N А40-97747/2012

В соответствии со статьей 21 Закона о контрактной системе10 (далее – Закон), план-график содержит перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием для осуществления закупок.


План-график формируется заказчиком в соответствии с планом закупок, и содержит, в том числе, наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).


Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, установленных Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 554.


В Республике Крым такой порядок установлен Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.02.2016 N 4811 (далее – Порядок).

Порядком установлен исчерпывающий перечень случаев для внесения изменений в план – график, включающий, в том числе, в случае изменения объема и стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг.12


Внесение изменений в план-график закупок осуществляется не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки13, и размещается в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения изменения(й) такого плана-графика14.


Правила, утвержденные совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 г. N 761/20н (далее – Правила), были установлены для закупок по Федеральному закону от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", к Закону о контрактной системе применялись в части, не противоречащей его нормам, с учетом особенностей для размещения заказов на 2014 - 2016 годы, установленных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31.03.2015 г. N 182/7н.


В 2017-м и последующих годах при внесении изменений в планы закупок и планы-графики закупок заказчики должны руководствоваться статьями 17 и 21 Закона о контрактной системе, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии с указанными статьями.


Частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план-график подлежит изменению заказчиком, в том числе, в случае увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).


Таким образом, во всех случаях увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан внести изменения в план-график.


Аналогичной позиции придерживается и федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (Минэкономразвития России).15


10 – Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
11 – Постановление Совета министров Республики Крым от 15.02.2016 N 48 "Об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Крым"
12 – Подпункт «а» пункта 9 Порядка
13 – Пункт 10 Порядка
14 – Пункт 14 Порядка
15 – Письмо Минэкономразвития России от 20.02.2017 N Д28и-694

В соответствии с Распоряжением Главы Республики Крым от 29.06.2016 N 331-рг, контракт с единственным поставщиком (ЕП) заключается на условиях, определенных извещением о выборе ЕП и предложением ЕП, после согласования Научно-техническим советом предложения Заказчика о выборе ЕП.


По Региональному порядку, исполнение, изменение, расторжение контракта осуществляются в соответствии с требованиями, установленными частями 1 - 8 статьи 94, частями 1 - 24 статьи 95 Федерального закона.


Частью 1 статьи 95 Федерального закона установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.


Исключение предусмотрено, в том числе, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов.


Если увеличение цены контракта произошло в силу увеличения предусмотренных контрактом количества товара, объем работы или услуги, стороны вправе изменить цену контракта, увеличив ее не более чем на 10%.


В зависимости от содержания изменений, заказчик может провести новые закупки, например, на дополнительные работы.